Администратор
Бывалый
Сообщений: 923
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #15 : 31 мая 2006, 01:50:12 » |
|
Вы наверно считаете, что если композиторы писали эти шедевры то было кому играть. Известен хороший пример. Когда Моцарт написал свои концерты для валторны (в очень раннем периоде своего творчества), ему просто нравилось издеватся над валторнистом. Он балдел когда тот пыжелся и не попадал на ноты. Возможно, Моцарт и баловался таким образом над плохим валторнистом, но известно, что композиторы писали, как правило, не только для собственного удовольствия, а под конкретный случай и с конкретной целью. Они постоянно работали долгое время на одном и том же "месте" и писали свои произведения для конкретных людей, профессиональные качества и возможности которых им были знакомы. Как, например, Бах писал свои партии для Райхе. Поэтому, раз писали, значит было кому играть. По-моему, этот вопрос можно даже не обсуждать. Посмотрите хотя бы школы того времени для трубы: Фантини, Бандинелли, Альтенбурга, там все четко и ясно написано, как и что играть с нотными примерами.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Посетитель
Сообщений: 68
Офлайн
|
|
« Ответ #16 : 31 мая 2006, 12:44:59 » |
|
Есть ещё мундштуки с V-образной чашкой.
|
|
|
Записан
|
нать путь и пройти его не одно и то же.
|
|
|
Завсегдатай
Сообщений: 331
Офлайн
|
|
« Ответ #17 : 14 июня 2006, 23:25:25 » |
|
Итак, дорогие друзья, я вынужден отложить свою зубодробительную халтуру, из которой я не могу вылезти уже месяц  Причиной же послужило то, что, просмотрев новые материалы сайта, я обнаружи небольшие неточности. Итак, в этот раз в поле моего зрения попала таблица штрихов. Попробую перечислить те неточности, которые я нашел здесь.
1. Стаккато - акцентированный короткий звук, окончание звука открытое, без участия языка Штрих стаккато никогда не подразумевает акцентированное начало ноты. Начало ноты в этом случае не должно отличаться от обычного, «среднего» варианта. А вот длина ноты при штрихе «стаккато» должна быть примерно (еще раз подчеркиваю – примерно) – в 2 раза короче. Т.е., по сути дела, играя стаккато, мы укорачиваем ноту, но не делаем иа ней акцент.
2. Стаккатиссимо - акцентированный сухой и отрывистый звук, окончание звука закрытое, с участием языка. То, что было сказано про стаккато, относится и к этому штриху. Только нота укорачивается еще чуть-чуть больше. Исполнение при помощи этого штриха на практике обычно не требует участия языка (затыкания языком), хотя подобное может иногда применяться в симфоническом оркестре для того, чтобы отдельная нота была очень короткой и влияние эха концертного зала на исполнение было минимально.
3. Нон легато - акцентированный напевный, короткий звук, с мягким, открытым окончанием. В этом случае, скорее, можно говорить просто о достаточно мягком отделении одной ноты от другой при помощи языка, но вот акцентирование - оно в данном случае стоит под большим вопросом. 4. Мартеле - акцентированное начало звука, стационарная часть выдержана на одной динамике, окончание звука закрытое, с участием языка В данном случае нельзя говорить об акцентированном начале звука, оно больше должно напоминать нормальную «твердую» атаку, а окончание звука при помощи языка больше используется в эстраде и джазе, и только в том случае, если в обозначении «мартеле» присутствует и точка тоже. 5. Тенуто - Выразительное подчеркивание отдельного звука. Из данной таблицы не совсем ясно, чем же «тенуто» отличается от обычного «деташе». И как, собственно, сделать на практике это самое «выразительное подчеркивание звука» - тоже не совсем понятно. 6 Портаменто - Повторение звука с некоторой интонационной свободой Тоже, на мой взгляд, сомнительная формулировка. Это что, получается, что из 10 нот часть должна быть повыше, часть пониже, а часть примерно точно? Но штрих – способ извлечения, ведения и окончания звука, как следует из формулировки. И высота ноты здесь явно не причем.
В общем, у многих появился шанс покопаться в толстых томах в библиотеке и попытаться самостоятельно найти правильные истолкования штрихов. Мне и самому надо бы это сделать, но халтура накрыла меня с головой…
Да, в завершение могу сказать, что перед написанием этого материала я связался с Владимиром Пушкаревым, который является в настоящее время одним из лучших специалистов по знанию и исполнению различных штрихов. Он полностью согласился с моими замечаниями и добавил свои, которые я уже поместил в материал, прочитанный Вами выше. Всем удачи!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Администратор
Бывалый
Сообщений: 923
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #18 : 15 июня 2006, 00:25:01 » |
|
1. Стаккато, стаккатиссимо и нон-легато - исправил, пожалуй, вы правы. 2. Мартеле - вопрос спорный. Усов в "Методике" пишет то же самое. 3. Тенуто и Портаменто - это вообще не штрихи, а технические приемы, что четко отражено в таблице. Для более четкого разделения дописал текст. Тенуто - это смысловое подчеркивание. Портаменто применяется в джазе
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Завсегдатай
Сообщений: 331
Офлайн
|
|
« Ответ #19 : 17 июня 2006, 00:18:38 » |
|
1 По поводу «мартеле» - не думаю, что это вопрос спорный. Правильный ответ Вы уже видели. Если же принять Вашу версию и версию Усова, тогда непонятно получается, как на практике этот штрих будет отличаться от похожих других. Да, кстати, поскольку Юрий Алексеевич не работал постоянно в оркестре, все, что касается штрихов, он понимал несколько своеобразно….Я бы не стал ориентироваться на его работу относительно штрихов. 2. А смысловое подчеркивание – это как? И какой частью тела его делать и в каком объеме? Мы ведь говорим еще и о практической реализации… Так левым или правым полушарием мозга? 3 Портаменто – понятно, что применяется в джазе. А вот как его делать? Опять же – вопрос чисто технический…..
В общем, чувствую, придется мне залезть в дебри словарей…..
P.S. А вот вырезать меня не стоило. Вас это не касалось (даже и мыслей таких не было), а раз так, непонятно, что тут грубого и непристойного. А то, что современные дирижеры за неправильные штрихи по головке не гладят – это точно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Администратор
Бывалый
Сообщений: 923
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #20 : 17 июня 2006, 00:43:13 » |
|
А смысловое подчеркивание – это как? И какой частью тела его делать и в каком объеме? Мы ведь говорим еще и о практической реализации… Так левым или правым полушарием мозга? Ну имеется в виду следующее: например, возьмем старинный менуэт. При игре менуэта, как правило, нужно по смыслу как бы подчеркивать 1ю долю, и протяженность ее немного дольше, чем 2 и 3, если все три написаны одними длительностями. Это не означает, что надо ее акцентировать, но именно смысловой акцент приходится на нее. Насчет портаменто, я с джазовыми приемами не знаком. Но Тимофей Александрович так описывает его: "Название происходит от итальянского portamento, означающего "перенося". Это прием скользящего соединения соседних звуков, наподобие маленького глиссандо. Портаменто позволяет повторить один и тот же звук как бы голосом, с некоторой интонационной вольностью - пикантным занижением начала звука. Оно может быть выполнено легато или мягкой атакой "да". В примеры он приводит эпизод из "Как духа Лауры" Листа, где после звука "ре" 1/4 берется тот же звук в следующем такте целой длительностью, и последнюю долю 4 такта "Рапсодии в стиле блюз" Гершвина, где в 4ой доле после ноты соль (1/8) берется на 2ю половину доли опять же восьмая соль, залигованная с последующей нотой (если надо, отсканирую примеры). Из этого видно, что портаменто может применяться и в классической музыке и происхождением своим обязан вокальному исполнительству.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Завсегдатай
Сообщений: 331
Офлайн
|
|
« Ответ #21 : 17 июня 2006, 11:54:23 » |
|
«Ну имеется в виду следующее: например, возьмем старинный менуэт. При игре менуэта, как правило, нужно по смыслу как бы подчеркивать 1ю долю, и протяженность ее немного дольше, чем 2 и 3, если все три написаны одними длительностями. Это не означает, что надо ее акцентировать, но именно смысловой акцент приходится на нее.»
Очень удачный пример. Вот на первую долю и приходится как раз маааааааленький акцентик (в основном, при игре на медном инструменте, за счет дыхания). Т.е. все равно эта нота должна звучать чуть сильнее, и мы реально должны что-то сделать, чтобы выделить эту ноту, а не просто подумать об этом.
Примеры Докшицера – тоже неплохие, вопрос лишь в том, что то, что еще может быть допустимо и даже приветствуется в «Голубой рапсодии», совершенно не годится для другой эпохи и другого направления. Может, Лист с портаменто и звучит по-интереснее, но, не будем забывать, что подавляющее большинство музыки этого композитора имеет фортепианное происхождение. Соответственно, я бы не стал настолько вольно трактовать данное произведение и пользоваться тем, чего даже в проекте у композитора не могло бы быть.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Администратор
Бывалый
Сообщений: 923
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #22 : 17 июня 2006, 18:39:13 » |
|
Вот на первую долю и приходится как раз маааааааленький акцентик (в основном, при игре на медном инструменте, за счет дыхания). Т.е. все равно эта нота должна звучать чуть сильнее, и мы реально должны что-то сделать, чтобы выделить эту ноту, а не просто подумать об этом. Это не акцент, это именно подчеркивание ноты. Конечно, оно выражается во вполне реальных действиях, а именно более длинном звучании, но это не акцент. Насчет Листа, "Как дух Лауры" - это именно вокальноые произведение, поэтому применение приемов из вокальной техники вполне оправдано. А вот "Рапсодия" то как раз фортепианное произведение.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|