Даниил Гинецинский

Виртуоз с сердцем подвижника Оркестранты Мариинки всех поколений за глаза называют его уважительно «дядька». Его основное достоинство, конечно, не возраст — категория сама по себе солидности, безусловно, добавляющая. «Дядя», или заслуженный артист России Даниил Ильич Гинецинский, отмечающий сегодня 80-летний юбилей, — по любым меркам профессионал высочайшего класса, настоящий корифей.

Даниил ГинецинскийЛегенда Мариинского оркестра, трубач и корнетист, Даниил Гинецинский подарил театру 50 лет жизни, придя в Мариинку 20-летним мальчишкой. «Дядька» — тогда, как вы понимаете, его никто еще так не называл, — продемонстрировал на конкурсе столь виртуозную, филигранную технику, что сразу же был принят в оркестр солистом. Это был 1939 год — время, когда оркестр Мариинки состоял наполовину из дореволюционной музыкальной элиты, «зубров», работавших еще при легендарном Направнике. Еще свежи были воспоминания о том, что на рубеже веков музыкантам театра платили по 120 — 130 рублей золотом, а на жесточайшие конкурсы съезжались лучшие европейские исполнители. Отметим, что оркестр составляли в основном чехи и немцы, лишь немногим русским удавалось выдержать состязание.

Одно из самых ярких впечатлений новичка — первая репитиция «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Консерваторы старшего поколения классику, входящую ныне в репертуар известнейших трупп мира, принимали в штыки — мол, сплошные диссонансы, да никто это не станцует…

Заметим, что если говорить о репертуаре Мариинского театра тех лет, то у корнета именно в «Ромео о Джульетте» одна из самых сложных партий. Работу в оркестре Даниил Ильич оставил 11 лет назад, но в театре он (хотя труппа постоянно обновляется) по-прежнему — живая легенда, человек, в отношении которого чаще всего звучит определение «уникальный». Действительно, только вдумайтесь: музыка — в чем-то сродни большому спорту: если не будешь постоянно напоминать, что ты на коне, — в два счета о тебе забудут. А «дядька» — вопреки расхожему мнению, что вундеркинды быстро «сгорают» — все 50 лет работы в оркестре демонстрировал потрясающую форму.

Даниил Гинецинский — единственный в стране трубач, кому в послевоенное время оказалось по силам сыграть «Бранденбургский концерт Ш 2» Иоганна Себастьяна Баха. Это сложнейшее произведение, написанное изначально для трубы пикколо, даже в Европе исполняется нечасто. В советское время «железный занавес» делал трубу пикколо для отечественных музыкантов совершенно недоступной, но «дядька» так развил верхний регистр, что мог исполнять концерт на корнете!

Вы решили, наверное, что «дядька» (а такое, признаемся, нередко случается с личностями выдающимися и талантливыми) — человек гордый и амбициозный. Ничего подобного! «Да в нем ни на йоту карьеризма нет, ни единой капли! — уверяют музыканты. — «Дядя» — не из тех, кто раз схватившись за что-нибудь, уж никогда из рук не выпустит. За всю жизнь ни одного врага не нажил, ни одного недоброжелателя».

Рассказы о преданности Даниила Ильича инструменту передаются из уст в уста. Потрясенная молодежь разводит руками: «Столько лет в театре, репертуар с закрытыми глазами, с любым дирижером сыграет — и каждый день перед репетицией полтора часа отдавал инструменту в каком бы ни был настроении и при любой погоде. Музыка для него — все и работа, и хобби, и сама жизнь». «Даниил Ильич — из подвижников, и в Консерватории преподавал, и в музыкальном училище до сих пор с ребятами занимается».

За эту преданность музыке, за талант и любовь к людям его помнят и всегда счастливы видеть вновь в Мариинском театре.

Галина Столярова
Невское время No 45, 13 марта 1999 г.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*