…того материала, который вы рекомендовали для прочтения, чтобы исполнить соло из Каприччио, для меня явно перебор! Если весь этот поток информации постоянно анализировать ( а нормальный исполнитель всегда анализирует), то в соло можно попросту не вступить, не говоря о технической конкретике штрихового понятия при нащупывании языком во время исполнения! ...
Неужели я дождался реплики, которая даёт повод не для иронии, а для содержательного разговора? Трудно поверить, но кажется - это действительно так. Вы, господин mug, удостоили меня более-менее внятным изложением своей позиции по поводу идей, изложенных в книге. И я Вам за это искренне благодарен. Мне действительно это интересно и полезно в том смысле, что показывает, как книга воспринимается рядовым читателем-духовиком, что ему там непонятно, с чем он не согласен. Ведь я воспринимаю свой текст совершенно иначе, мне-то в нём всё кажется понятным и верным. Теперь же, после изложеня Вашего взгляда, становится ясно, что некоторые моменты требуют дополнительных пояснений, причём пояснений серьёзных, затрагивающих фундаментальные проблемы музыкальной педагогики. (не пугайтесь, я постараюсь эти фундаментальные проблемы изложить в двух-трёх фразах).
1) Проблема исполнительского анализа (самоконтроля):
Если весь этот поток информации постоянно анализировать ( а нормальный исполнитель всегда анализирует), то в соло можно попросту не вступить, не говоря о технической конкретике штрихового понятия при нащупывании языком во время исполнения!
Это непростая и важная тема, и здесь надо было бы кое-что уточнить.
Если «нормальный исполнитель всегда анализирует», то наверное этот процесс привычен для него, и он в состоянии анализировать большое количество параметров одновременно. Как определить, какое количество анализируемой информации нормально, а какое уже чрезмерно? Думаю, что опытный исполнитель может одновременно контролировать очень много параметров.
Но ещё важнее то, что опытному исполнителю совершенно не надо всё контролировать, ПОТОМУ ЧТО БОЛЬШИНСТВО ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРОЦЕССОВ (ДЕЙСТВИЙ) У НЕГО ПРОИСХОДИТ АВТОМАТИЧЕСКИ. У него уже давно выработаны так называемые двигательные СТЕРЕОТИПЫ – то есть действия языка, губ, пальцев и т.д., происходящие на автомате, почти без контроля (это я «о технической конкретике штрихового понятия при нащупывании языком во время исполнения»).
После этого уточнения можно перейти и к Вашей главной ко мне претензии.
2) Проблема «перебора информации»:
…того материала, который вы рекомендовали для прочтения, чтобы исполнить соло из Каприччио, для меня явно перебор!
Честно говоря, этой претензии я ожидал меньше всего. Мне казалось достаточно очевидным, что не весь рекомендованный материал НЕПОСРЕДСТВЕННО касается исполнения соло из Итальянского каприччио. В основном он имеет к нему отношение важное, но всё же КОСВЕННОЕ.
Понятно, что хорошо сыграть это соло можно только тогда, когда у исполнителя выработана качественная вспомогательная твёрдая атака и, соответственно, качественная комбинированная твёрдая атака (чередование основной и вспомогательной твёрдых атак). Но если у не[b]не[/b][/u] со вспомогательной. Вот мы и приходим к тому, что для хорошего исполнения соло из Ит. Каприччио надо «танцевать от печки» - начинать с выработки качественной основной твёрдой атаки, с выработки двигательных стереотипов работы языка и губ, способствующих достижению такой качественной атаки. Только поэтому я и дал ссылку на материал, в котором эти проблемы рассматриваются:
[url=http://www.brassmusic.ru/lib/Разное/Литература/Звукоизвлечение-на-медных-духовых-(А.-Харитонов)/]http://www.brassmusic.ru/lib/Разное/Литература/Звукоизвлечение-на-медных-духовых-(А.-Харитонов)/ [/url] (всего 2 страницы - 45-46)
Но ведь нетрудно понять, что качественная атака (как основная, так и вспомогательная) нужна нам не исключительно для исполнения соло из Ит. Каприччио. Она нужна нам, чтобы ВООБЩЕ играть, и поэтому конкретно к соло из Ит. Каприччио данная информация имела КОСВЕННОЕ отношение.
Я, извините, думал, что обращаюсь к музыкантам, которые в состоянии разобраться какая информация чему служит, какая им нужна, а какая – не очень.
Если Вы считаете, что с основной твёрдой атакой у Вас нет проблем, если Вы удовлетворены её звучанием и не чувствуете при этом никаких технических неудобств – просто пройдите мимо информации, касающейся этих проблем, и переходите к проблемам вспомогательной и комбинированной атаки:
[url=http://trumpetclub.ru/Pages-view-142.html]http://trumpetclub.ru/Pages-view-142.html [/url]
Если чувствуете, что и тут у Вас всё в поядке, - пропустите и это.
Тогда из всей рекомендованной информации остаётся лишь один маленький совет. Не буду давать ещё раз ссылку на него, а приведу из книги дословно:
"Каждый профессиональный трубач знает, что в этом знаменитом сольном пассаже попытка сократить и разделить шестнадцатые самым негативным образом скажется на звучании инстру-мента. Для достижения наилучшего в тембровом отношении результата исполнитель должен напротив – постараться пропеть, провести, «продуть» каждую шестнадцатую, то есть нацелить себя на исполнение этого пассажа штрихом detache, а не staccato."
Вот и вся информация, относящаяся НЕПОСРЕДСТВЕННО к соло из Ит. Каприччио. Это ПЕРЕБОР?? Obviously not!!!
Поэтому претензию о «переборе информации», извините, принять трудно.
Другое дело, если претензии и несогласие будут касаться непосредственного содержания этой рекомендации или рекомендаций по поводу технологии простой или вспомогательной атаки.
Вот такие конкретные и профессиональные претензии действительно было бы интересно обсудить.
[/quote]
Давайте упростим задачу! Допустим из области фантастики, что вы должны выучить это соло! Вот вы взяли трубу, пришли в класс для индивидуальных занятий, поставили ноты на пюпитр, прогрели еще раз инструмент, приставили мундштук к губам, потом...? И вот отсюда по пунктам,как вы и любите это делать!